среда, 26 августа 2020 г.

Совет дня от педагога-психолога

Забудьте эти слова: 
15 фраз, которые не стоит использовать в общении с детьми
Какие слова не стоит говорить ребенку и чем их заменить, чтобы общение получилось максимально продуктивным. 
«Сейчас же успокойся!», «Перестань ныть!», «Как я сказала, так и будет!» — вы ведь тоже так говорите? Психолог Рене Джейн рекомендует заменить эти фразы на более эффективные. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Перестань кричать!» 
КАК НАДО: «Я тоже иногда злюсь и кричу. Давай успокоимся и разберемся, как мы можем тебе помочь» 
Крик в моменты гнева — это естественная реакция организма на раздражение. Психологи пришли к выводу, что крик помогает нам справиться с физической болью: он посылает сигналы в мозг, тем самым облегчая неприятные ощущения. 
То же самое касается и душевной боли: когда вы кричите, вы выпускаете пар, негативную энергию. 
Вот вам совет: предложите ребенку выбрать любое слово с позитивной окраской — то слово, которое он будет кричать в моменты злости. 
Нет смысла запрещать ребенку кричать: но стоит контролировать то, как он это делает. Кроме того, вы можете поиграть в дикарей и покричать какую-нибудь ерунду вместе. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Перестань кидаться игрушками!» 
КАК НАДО: «Когда ты кидаешь игрушки, мне кажется, что тебе не нравится играть с ними» 
Так вы не осуждаете ребенка, а переносите фокус с его поведения на ваши чувства. Этот нехитрый прием пробудит рефлексию ребенка: заставит задуматься, что он сделал не так, раз его маме стало неприятно. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Как же с тобой сложно!» 
КАК НАДО: «Непростая ситуация. Давай попробуем решить ее вместе» 
Ребенок упрямится или делает что-то назло тогда, когда ситуация приносит ему дискомфорт. Попробуйте вместе разобраться, почему так происходит. 
Помогите ребенку сделать то, что у него не получается, — так вы покажете ему, что вы одна команда. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Живо иди чистить зубы!» 
КАК НАДО: «Кому первым делом почистим зубы: тебе или игрушке?» 
Предлагая ребенку выбор из двух дел, вы демонстрируете свое уважение к нему: малыш тоже может распоряжаться временем, а значит, и держать ситуацию под контролем. Таким образом, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией, ему больше не нужно манипулировать вами при помощи капризов и истерик. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Ешь сейчас же или пойдешь спать голодным!» 
КАК НАДО: «Что сделать, чтобы эта еда стала для тебя вкуснее?» 
Таким образом вы перекладываете ответственность за поиск решения на своего ребенка, то есть учите его анализировать и сотрудничать. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Что ты устроил в комнате?! Туда зайти страшно! Ты будешь наказан, если сейчас же не приберешься» 
КАК НАДО: «Как насчет уборки на этой полке? Я помогу тебе» 
Начинайте с малого: так вы ставите посильную задачу. Не пугайте ребенка тем, что нужно немедленно убрать все и сразу. 
Если поставленная задача кажется ребенку невыполнимой, он не подступится к ее решению. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Так, все! Мы уходим!» 
КАК НАДО: «Что ты хочешь успеть сделать перед тем, как мы пойдем домой?» 
Так вы позволяете ребенку самому придумать, что ему нужно в качестве результата. Сформулировав для себя цель, он быстрее переключится к новой деятельности, не зацикливаясь на старой. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Перестань ныть!» 
КАК НАДО: «Я не очень понимаю тебя. Скажи еще раз обычным голосом» 
Когда вы просите произнести фразу повторно, вы ненавязчиво демонстрируете ребенку, что его тон и манера говорения имеют значение для слушателя. 
Малыш поймет: его произношение определяет то, будет ли его просьба услышана. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Сколько еще раз я должна повторять?» 
КАК НАДО: «Хорошо, сначала ты не услышал меня. Давай так: когда я прошу тебя о чем-то, ты шепотом повторяешь мои слова» 
Когда вы просите ребенка повторить сказанное — к вам прислушиваются, а значит, ваш посыл обретает силу. А когда вы предлагаете ребенку произнести фразу громко или, наоборот, тихо — то привносите в общение элемент игры. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Неужели так сложно взять и сделать это?!» 
КАК НАДО: «Если тебе трудно сосредоточиться, давай вернемся к этому через 17 минут» 
Психологи пришли к выводу, что спустя каждые 52 минуты работы человеку необходим 17-минутный отдых. Если ребенок сделает перерыв, то к делу он вернется отдохнувшим, а значит, и сконцентрированным. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Хватит жаловаться!» 
КАК НАДО: «Я понимаю тебя. Ты уже придумал, как решить эту проблему?» 
Так вы убиваете двух зайцев: во-первых, учите ребенка быть ответственным, во-вторых — рассудительным. 
Предложите ребенку вслух перечислить возможные решения проблемы, которая его беспокоит. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Не заставляй меня краснеть за тебя!» 
КАК НАДО: «Давай отойдем в сторонку и обсудим это наедине» 
С какого возраста дети могут помнить себя и от чего это зависит 
Не думайте, что плохое поведение ребенка на людях — это жест в вашу сторону или издевательство над вами. Своими капризами ребенок лишь выражает дискомфорт, недовольство ситуацией. Научите малыша выражать их иначе. Когда вы обсуждаете проблему наедине с ребенком, вы становитесь командой. Вместо того чтобы ругать малыша, вызывать у него чувство страха или стыда, лучше направить общую энергию на разрешение ситуации. 

КАК НЕЛЬЗЯ:
«Хватит орать!» 
КАК НАДО: «Давай вместе сделаем вид, что задуваем свечи на торте» (Для детей постарше — попросить дышать так, как обычно делает Дарт Вейдер). Глубокое дыхание, как ничто другое, восстанавливает энергию. А элемент игры показывает ребенку, что вы ему друг. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Не прикидывайся! Не реви, хватит делать из мухи слона!» 
КАК НАДО: «Если бы твои чувства были монстром — как бы выглядело лицо этого чудища?» 
Дети капризничают даже тогда, когда они просто устали. Не следует ругать их за это, гораздо эффективнее перевести внимание ребенка на что-то другое, например на воображаемого монстра. 
Наделяя эмоции обликом персонажа, ребенок вступает в диалог с самим собой, пытается понять причину своей злости. 
В конце концов, именно таким образом он научится справляться с эмоциями. 

КАК НЕЛЬЗЯ: «Иди к себе в комнату!» 
КАК НАДО: «Я посижу здесь до тех пор, пока ты не захочешь меня обнять» 
«Не реви как девчонка!»: можно ли стыдить мальчика за слезы.
Если вы пытаетесь дистанцироваться от ребенка, это унижает его. В таком случае он закроется от вас. И, наоборот, если вы даете ребенку время на размышления и относительную свободу действий, не уходя от него, вы будто говорите: «Если что — я рядом. Я всегда помогу тебе». 

Если вы начнете разговаривать с ребенком правильно, у малыша никогда не появится страх перед вами. Он не испугается быть открытым по отношению к вам, и у него больше не останется поводов капризничать и устраивать истерики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий